Сторителлинг в аналитике. Алексей Колоколов

Storytelling in data analysis

23.01.2018
Storytelling isn't just about telling a story - it helps to communicate information. It is rarely used to handle data, for no good reason. I'm going to tell you how to use storytelling in reports and performances.

Tell someone that they need to follow safety protocol and it will go straight over their head. Tell them a story about how John got his finger cut off, and the listener will be careful operating the machine. Our brain doesn't like dry facts, it needs vivid emotional examples. In the article we'll use examples to figure out what storytelling is and how you can use it for analytical data.

We prefer a fast-moving plot to a tedious text, which is why journalists, marketers and shop assistants use the approach of 'telling a story'. Not every story can be called storytelling, though.
Сторителлинг для управленческой отчетности

Efficient Storytelling Criteria

  1. A clear plot. We involuntarily pay attention to conflicts, which means that the character will certainly have various difficulties along the way.
  2. Logical narrative. The structure of the story: opening, movement, climax, denouement.
  3. A bold protagonist. If the reader can relate to him, they will perceive the information you convey much easier.
  4. Movement pace and emotions. Avoid monotonous narrative, it's exhausting. The emotions that the listener or reader experiences help them make the right decision.
  5. Bright details. Get rid of unnecessary details, but add small features to the protagonist's image to make him more true to life and bring him closer to the reader.
  6. Call to action. Casually, with very careful strokes paint the reader a picture of possible scenarios, successful and not really.

Why use storytelling

It encourages the audience to do what is required: buy, vote, remember, start trusting, make a choice. We use storytelling to attract attention. In other words, we can tell stories just for the sake of the process, but storytelling is aimed at a specific result:

  • Passing on corporate values and
  • Justifying the rules
  • Motivation
  • Creating customer loyalty
  • Engaging in discussion
  • Public speaking
  • Communicating information about achievements, events, consequences, benefits, and difficulties.

How it can be used in analytics

I've seen a lot of speeches and presentations based on analytical information. These have been scientific and technical projects, market research, and business plans. And in most cases, the presenter spoke in a roundabout way, starting from how and where they gathered statistics, what issues they faced, how they tested their hypotheses.

Sounds familiar? Even though the subject of the presentation is important to you, you have to really pull yourself together to stay awake for the 50th slide that will finally show those necessary conclusions.

Here's another scenario. An analyst shows a slide with diagrams and makes a comment:

— on this chart you can see the distribution of clients by average bill;
— here we have financial indicator dynamics compared to the previous year;
— and this table shows our clients' pattern of purchases.

What if I can't actually see? Or if I don't get what the chart means (because you drew it all wrong)? WHAT EXACTLY is the distribution like? WHAT EXACTLY is the dynamic? Is the rate growing or dropping? Is it good or bad? When these questions are left unanswered, the listener gets tired and misses the really valuable information.
The same can be told in a different way:

  • 'I'm going to tell you how we lost $5m and how we can get it all back'.
  • 'Look, most of our clients' bills are about $20-30'.
  • 'Compared to last year the sales volume in this segment has gone up 20% but the profit has remained the same'.
  • 'We've studied the pattern of purchases and found a problem. Clients don't buy high margin goods because they are at the very end of the catalog. Let's up them and do a promotion'.

Certainly sometimes it is easy to understand the presentation thanks to the speaker's eloquence. But what if you send your analytics as a document, without a face-to-face presentation? You can tell stories not only with words and text, but also with video, graphics and animation. There is interactive storytelling in data visualization — a story the reader can interact with, for example, choose sections and study the data only in them, zoom in and out, study the content in depth.

Storytelling in Data Journalism

Data already tells you the story, the only thing you need to do is spot it. Who sold how many cars, when and where it happened, what the obstacles were and what helped — numbers will make it possible for you to see events. They will probably convince you in something, encourage you to do a certain thing or change your perception of the situation.

Fight of the Century
Пример сторителлинг в журналистике
Source: https://public.tableau.com/en-us/s/gallery/money-f...

This is a simple example of storytelling. Let's switch off from business for a while and look at the fight infographic. In 2017 there was a lot of fuss over the fight between two 'invincible' athletes, Mayweather and McGregor. Even if you didn't see it, you can now follow the whole story and fight dynamics in just one picture.

The aggressive McGregor seemed to be ahead for the first six rounds, but then the experienced Mayweather started to dominate the fight. And we can see why thanks to the diagram — the percentage of the punches he landed was much higher right from the start, whereas McGregor missed a lot and lost a great deal of energy. As a result in round 9 Mayweather landed the max number of punches, which led to a knockdown and his win.

World History
Сторителлинг и визуализация значимых событий в истории
Source: https://public.tableau.com/en-us/s/gallery/history...

Here's a more complicated example. You can get a glimpse at world history from 'one window' in four categories:

  1. Geography. You can choose an epoch on the timeline and see civilizations existing then.
  2. Great empires. There you can see the largest empires by area for all the time or in a certain epoch, as well as see what it looked like on the map.
  3. Religions. Using several filters (selecting a country on the map; selecting a measurement (number of people/ number of countries/ percentage of people involved) you can see top religions in certain countries.
  4. Population. Using a colorful filter (multi colored circles on the map representing cities) one can see the position of a city according to the number of inhabitants among top cities by three categories (growth percentage, growth since 1950, state as of 2015)

Pay attention to pale pleasant colors used in the infographic. Headings clearly convey the content, and a short guide on each page makes the dashboard easy to use. It makes it possible to see all the interesting analytics.

Winter Olympics
Сторителлинг и визуализация спортивных достижений на олимпиаде
Source: http://eu-a.demo.qlik.com/QvAJAXZfc/opendoc.htm?

A complex piece of work and vast statistics. This dashboard comprises over a century of Winter Olympics history. You can analyze the statistics broken down by various categories in tabs. Here are a few examples.

If we select 2014, we can see the countries with the largest number of medals won — 33 for Russia, 26 for Norway, 25 for Canada and so on. Next we can see the breakdown by gold, silver and bronze. The number of countries winning the medals, the total number of athletes and winners are highlighted as the key indicators.

Following the links we can go to other tabs. There we have a full list of top countries or athletes and the number of medals they won, as well as Venn's diagram. It shows who won which combinations of medals. For example, 18 countries won all kinds of medals, and only Slovakia had one gold. And only two sportsmen, Tora Berger from Norway and Shim Suk Hee from South Korea, won the full set of medals.
Besides medal combinations this work contains 8 more tabs:

  • country profiles with the information about the number of medals, sportsmen, winners and games;
  • medal winners, which you can filter according to year and country (you choose a sportsman to open their profile with the information about medals won, games they took part in, kind of sport);
  • medal winners characteristics (leaders in weight, height and age); records (filters allow to see the Olympic records in different kinds of sports);
  • expansion with interesting statistical data by Olympics years or participating countries;
  • mapping, the information about champions on the map;
  • historical changes, graphs showing changes in Olympic winners for certain time periods (you can track ups and downs);
  • detailed description of the Olympics events.

Bicycles in Boston

Сторителлинг и визуализация
Source: https://public.tableau.com/en-us/s/gallery/boston-...

This is a very convenient dashboard to track the statistics of using public bicycles in Boston. You can choose a certain station, a desired time period, look at activity according to the time of day or night, and see the users' demographics. Different visualization elements are used here — a map, KPI cards, a bar chart and filters.

How you can use storytelling in data analytics

  1. Use a clear structure of the report — introduction, problems you are trying to solve, description of the result, and conclusion.
  2. Think about the actions people are supposed to take after your presentation — invest, buy, get inspired. It will help you understand how to tell your story.
  3. Look for interconnections between data and personalize them to make your story coherent and easy to remember. Add characters, catchy details. Just don't overthink it.
  4. Don't use too much data — a human brain can focus on three to five facts. People must be able to follow your story.
  5. Use line colors and thickness in order to highlight certain thoughts. Use black for negative things, green or yellow for positive events, and red for risks.
Follow us
We encourage you to review and to agree to our Privacy Policy, Cookie Policy and Terms.
Agree
Close

Сторителлинг в аналитике. Алексей Колоколов

23.01.2018

Сторителлинг в аналитике данных

Сторителлинг не просто рассказывает историю — он эффектно доносит информацию. Его редко используют в работе с данными, а зря. Я расскажу вам, как применять сторителлинг в отчетах и выступлениях.

Скажите человеку, что нужно соблюдать технику безопасности, и он пропустит это мимо ушей. Расскажите историю о Петровиче, который лишился пальца, и слушатель будет внимательней работать на станке. Мозгу важны не сухие данные, а яркие, эмоциональные примеры, истории. В статье мы с вами на примерах разберемся, что такое сторителлинг и как использовать эту технику для аналитических данных.

Мы предпочитаем динамичные сюжеты, а не нудный текст. Поэтому десятки лет журналисты, маркетологи и продавцы используют подход «рассказывания историй». Но не каждую историю можно назвать сторителлингом.
Сторителлинг для управленческой отчетности

Критерии эффективного сторителлинга

  1. Четкий сюжет. Мы непроизвольно обращаем внимание на конфликты, а значит, у персонажа обязательно будут различные затруднения.
  2. Логика повествования. Структура истории: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
  3. Яркий герой. Если читатель станет себя ассоциировать с ним, то легче примет информацию, которую вы доносите.
  4. Динамика развития событий и присутствие эмоций. Избегайте однообразного повествования, оно утомляет. А эмоции, которые испытывает слушатель или читатель, помогают принять нужное решение.
  5. Яркие детали. Убирайте из истории ненужные подробности, но добавляйте в образ героя небольшие детали, чтобы очеловечить его и приблизить к читателю.
  6. Призыв к действию. Ненавязчиво, аккуратными штрихами нарисуйте читателю возможные варианты развития событий, успешные и не очень.

Для чего используют сторителлинг

Он стимулирует аудиторию совершить нужное действие: купить, проголосовать, запомнить, начать доверять, сделать выбор. И чтобы привлечь внимание, мы используем сторителлинг. Другими словами, истории рассказывать мы можем просто ради процесса, а вот сторителлинг направлен на конкретный результат:

  • передача корпоративных ценностей и обоснования правил;
  • мотивация;
  • формирование лояльности клиента;
  • вовлечение в дискуссию;
  • публичное выступление;
  • донесение информации о достижениях, событиях, последствиях, выгодах, трудностях.

Как это использовать в аналитике

Я видел очень много выступлений, презентаций, основанных на аналитической информации. Это научно-технические проекты, маркетинговые исследования, бизнес-планы. И в большинстве случаев докладчик начинал издалека, с предпосылок: как и откуда он собрал статистику, с какими вопросами столкнулся, как проверял гипотезы.
Знакомая ситуация? И хоть даже тема презентации для тебя важна, приходится через силу поднимать веки и ждать пятидесятого слайда, где будут те самые нужные выводы.

Еще бывает так. Аналитик показывает слайд с диаграммами и комментирует:

— на этом графике вы можете увидеть распределение клиентов по среднему чеку;
— здесь у нас динамика финансовых показателей в сравнении с прошлым годом;
— а в таблице структура покупок наших клиентов.

А что, если я не вижу? Или не догадался, что значит график (потому что вы его криво нарисовали)? КАКОВО распределение? КАКОВА динамика? Уровень растет или падает? Это хорошо или плохо? Когда ответов на эти вопросы нет, слушатель устает и пропускает по-настоящему ценную информацию.
То же самое можно рассказать по-другому:

  • «Я расскажу вам, где мы потеряли 5 миллионов и как нам их вернуть»;
  • «Посмотрите, у нас больше всего клиентов с чеком 1000-1500 рублей»;
  • «По сравнению с прошлым годом объем продаж в этом сегменте вырос на 20% процентов, но прибыль осталась прежней»;
  • «Мы изучили структуру покупок и нашли проблему — клиент не покупает наши самые маржинальные товары, потому что они в самом конце каталога. Давайте поднимем их наверх и сделаем промо-акцию».
Конечно, презентация может легче восприниматься благодаря ораторскому мастерству спикера. Но что делать, если мы отправляем нашу аналитику заочно, в виде документа? Рассказывать истории можно не только словами и текстом, но и видео, графикой, анимацией. В визуализации данных встречается интерактивный сторителлинг — рассказ, с которым читатель может взаимодействовать: выбирать нужные отрезки и изучать данные только в них, приближать и отдалять, углубленно изучать содержание.

Сторителлинг в журналистике данных

Данные уже рассказывают историю, ее нужно только увидеть. Кто сколько продал автомобилей, где и когда это происходило, что помешало, а что помогло — глядя на цифры, вы видите события. Возможно, они убедят вас в чем-то, вдохновят на конкретное действие или изменят ваше восприятие ситуации.

Бой века
Пример сторителлинг в журналистике
Источник https://public.tableau.com/en-us/s/gallery/money-f...

Это простой пример сторителлинга. Давайте немного отвлечемся от бизнеса и посмотрим на инфографику о поединке. В 2017 году было много шума вокруг боя двух "непобедимых" — Мейвезера и МакГрегора. Даже если вы его не смотрели, то можете теперь по картинке проследить историю и динамику схватки.
Первые 6 раундов агрессивный МакГрегор вроде бы доминировал, но потом опытный Мейвезер перехватил инициативу. И благодаря диаграмме вверху мы понимаем почему — его % попадания все время был выше, а МакГрегор много махал руками мимо и растратил силы. В итоге в 9 раунде Мейвезер нанес максимальное число ударов, и победил нокаутом.

Мировая история
Сторителлинг и визуализация значимых событий в истории
Источник https://public.tableau.com/en-us/s/gallery/history...

Вот пример посложнее. Вы можете получить краткий экскурс в мировую историю из "одного окна" в четырех разрезах:

1. География. На временной шкале выбираете эпоху и на карте видите цивилизации, существовавшие в тот период.
2. Великие империи. Там можно увидеть топ-империй по площади за все время или в определенной эпохе, а также посмотреть, как она выглядела на карте.
3. Религии. Пользуясь несколькими фильтрами (выбор страны на карте; выбор единицы измерения (по количеству людей/ количеству стран/ % вовлеченных людей), можно увидеть топ-религий в определенных странах.
4. Население. Пользуясь красочным фильтром (разноцветные круги на карте, обозначающие города), можно увидеть положение города, согласно количеству жителей в топе городов по 3-м категориям (% роста, рост с 1950-го, состояние на 2015).

Обратите внимание, как в инфографике использованы неяркие приятные цвета. Заголовки точно передают содержание, а небольшая инструкция по применению на каждой странице делает дашборд легким в использовании. Это позволяет увидеть всю интересную аналитику.

Зимние олимпийские игры
Сторителлинг и визуализация спортивных достижений на олимпиаде
Источник http://eu-a.demo.qlik.com/QvAJAXZfc/opendoc.htm?

Сложная работа и огромная статистика. Этот дашборд вместил себя более чем вековую историю зимних олимпиад. На вкладках вы можете анализировать статистику в разнообразных разрезах. Вот несколько примеров.

Выбираем 2014 год и видим топ стран по медалям: у России 33, у Норвегии - 26, у Канады - 25 и так далее. Дальше идет разбивка по золоту, серебру и бронзе. В качестве ключевых показателей выделено число стран, выигравших медали, общее число спортсменов и победителей.

По ссылкам можно перейти на соседние вкладки. Там полный список в виде топа стран или спортсменов и число их медалей, а также диаграмма Венна. На ней видно, кто какие комбинации медалей выиграл. Например, 18 стран выиграли все виды медалей, и только у Словакии одна золотая. А среди спортсменов только 2 человека (Tora Berger из Норвегии и Shim Suk Hee из Южной Кореи) выиграли полный комплект медалей.
Помимо комбинаций медалей эта работа содержит еще 8 вкладок:

  • профиль страны с информацией по числу медалей, спортсменов, победителей и игр;
  • медалисты, где можно включить фильтр по годам и странам (здесь при выборе определенного спортсмена открывается его профиль с информацией о выигранных медалях, играх, где принимал участие, виде спорта);
  • характеристики медалистов (лидеры по весу, росту и возрасту); рекорды (с помощью разных фильтров можно увидеть рекорды олимпиад по разным видам спорта);
  • расширение - интересные статистические данные по годам олимпиады или по странам-участникам;
  • маппинг - отображение информации о чемпионах на карте;
  • исторические изменения - графики по изменению победителей олимпиады за определенные периоды времени (можно отследить развитие или падение);
  • подробное расписание мероприятий олимпиады.
Велосипеды в Бостоне
Сторителлинг и визуализация
Источник https://public.tableau.com/en-us/s/gallery/boston-...

Очень удобный дашборд для отслеживания статистики по использованию общественных велосипедов в Бостоне. Можно выбрать определенную станцию, нужный промежуток времени, посмотреть активность по времени суток и посмотреть демографические особенности пользователей. Использованы различные элементы визуализации— карта, карточки KPI, гистограммы и фильтры.

Как использовать сторителлинг в аналитике данных
  1. Соблюдайте четкую структуру отчета: вступление, проблемы, которые пытались решить, описание полученного результата и выводы.
  2. Подумайте, какие действия должны совершить люди после вашей презентации: инвестировать, купить, воодушевиться. Так будет понятней, о чем вам рассказывать историю.
  3. Чтобы история была логичной и хорошо запоминалась, ищите взаимосвязи между данными, персонализируйте их. Добавляйте героев, интересные детали.Только не переусердствуйте.
  4. Не перегружайте историю данными — мозг может сосредоточиться на 3-5 фактах. Людям должно быть понятно, о чем вы рассказываете.
  5. Используйте цвета линий и их ширину, чтобы подчеркивать нужные мысли. Негативное отобразите черным цветом, хорошее событие — зеленым или желтым, опасность, риск — красным.

Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
Читайте также